В Прокопьевском Ленкоме завершилась театральная лаборатория Эксперимент 123!

27.04.2025 • Новости
В этом году участникам лаборатории «Эксперимент 123» по теме «Поиск героя» стали четыре талантливых режиссёра — Анна Потебня (ученица Юрия Бутусова), Михаил Лебедев (курс Вениамина Фильтшинского), Александр Гошуков (ученик Григория Козлова) и Фамил Джавадов (мастерская Андрея Могучего).

На этот раз решили экспериментировать с текстами современных драматургов и смело предложить поколению зумеров откровенный диалог о волнующих их проблемах от первой неразделённой любви до недопонимания в семье или в школе.

В течении пяти дней репетиции шли почти не прекращаясь, каждую минуту на каждой сценической площадке Прокопьевской драмы рождались идеи, каждые 10 минут режиссёрский замысел превращается в реальность.
«Я очень благодарен всему театру, артистам, специалистам цехов, потому что условия напряженные, ведь довольно очень непросто создать эскиз, воплотить в жизнь текст драматурга за пять дней, и порой нам быстро приходилось в эскизе многое менять. И все очень были сконцентрированными, все были в работу включены. Мы с первой минуты почувствовали друг друга, и я думаю, что у нас получилось всё что задуманное»

Александр Гошуков
Режиссер
26 апреля состоялись первые показы эскизов режиссёрской лаборатории «Эксперимент 123» «Поиск героя».

Перед показами эскизов состоялась пресс-конференция где режиссёры, художественный руководитель лаборатории Олег Лоевский и директор Прокопьевского театра Людмила Купцова, а также ведущие театральные критики Александр Вислов и Мария Кожина ответили на вопросы журналистов и театральных блогеров в ходе пресс-подхода.
«Подростковое аудитория это наше будущее, тем более что оно очень быстро занимает самостоятельные серьезные позиции и уже порой не взрослые диктуют, а подростки диктуют. Прокопьевский театр — это прекрасный театр, театр который я люблю, который я много лет знаю, он прекрасен тем что он всегда стремиться исследовать жизнь пригласив молодых талантливых режиссёров разных театральных школ. Именно они сегодня являются той антенной, проводником связывающее прошлое и настоящее поколения»

Олег Лоевский
Театральный критик, руководитель лаборатории
Стоит отметить, что название театральной лаборатории Прокопьевского Ленкома «Эксперимент 123» изначально обозначало количество эскизов. С годами программа театральных экспериментов стала насыщеннее — теперь на суд зрителей и ведущих театральных критиков представляют четыре эскиза.
«Сегодня это лабораторное движение шагает не только по театральной России, но и за рубежом. Для нас это пополнение нашего репертуара, и мозговой штурм для артистов, когда они могут отбросить все штампы и за пять дней выполнить поставленную задачу режиссёра»

Людмила Купцова
Директор театра
Вчера свои работы на суд зрителей и критиков представили режиссёры Михаил Лебедев эскиз «Френзона» по произведению современного автора Олжаса Жайнадарова и Александр Гошуков эскиз «Китайское печенье» по пьесе драматурга Марии Бердинских. Две совершенно противоположные истории.
Вчера свои работы на суд зрителей и критиков представили режиссёры Михаил Лебедев эскиз «Френзона» по произведению современного автора Олжаса Жайнадарова и Александр Гошуков эскиз «Китайское печенье» по пьесе драматурга Марии Бердинских. Две совершенно противоположные истории.
 «Мне очень понравились сегодняшние работы режиссёров, эти образы актёров, подростковые истории, которые нам сегодня представили, и обе истории правдивые, словно я не просто смотрел эскиз, а был соучастником, наблюдателем действия, разворачивающего на сцене. Очень точное попадание через образы, через сюжет и некоторые моменты я лично сам вновь сам проживал, ведь я сам себя когда-то вёл себя также», - делится впечатлениями Пётр Магасумов, зритель.
В дерзком эскизе «Френдзона» зрители наблюдали за непростыми подростковыми отношения, а после погрузились в трогательную дораму, где у школьников внезапно исполнились заветные желания благодаря «Китайскому печенью».
«Для меня мне кажется, что эксперимент удался, и в обоих эскизах вопросы были одинаковые. Но второй эскиз, эскиз «Китайское печенье» мне подарил больше впечатлений. Мне очень понравились диалоги, они были живые, диалоги которые я слышала у себя в школе, типажи героев, которые я встречала в школе.  И это не просто была актёрская игра, они вышли и представили нам реальную жизнь, точно передали проблемы, вопросы, которые волнуют не только меня но и моих сверстников», - делится впечатлениями Амелия Милехена, зрительница.
Завершилась лаборатория показами эскизов «Отрочество» режиссёра Анны Потебня (мастерская Ю.Н. Бутусова) по пьесе Ярославы Пулинович (по мотивам одноименной повести Л.Н. Толстого) и эскизом «Эльфы, орки и другие жители Вологды» режиссёра Фамила Джавадова (ученик Андрея Могучего) по пьесе Анны Гейжан.
История толстовского Николеньки Анны Потебня зрители смотрели затаив дыхание, наблюдая красивые мизансцены, а световое, звуковое оформление дополнили игру актёров.
«Посмотрела сейчас эскиз „Отрочество“, который поставлен по мотивам произведению Льва Толстого и эта классика она вечна и от неё никуда не денешься. Дети, подростки это сложный возраст и посмотрев этот эскиз, подростки увидят себя, он вспомнит про свои проблемы, вопросы и сейчас есть какие-то проблемы в семье, в отношении с учителями, с сверстниками, с первой любовью, с предательством. Он, посмотрев этот эскиз всё это воспримет и пересмотрит свои взгляды на жизнь», — отмечает Галина Каюмова, театральный блогер.
Фэнтези Фамила Джавадова про эльфов, орков и фей подарила яркие эмоции и предложила порассуждать зрителя о том, что каждый человек уникален и неповторим.
«Впечатление такое, что как будто я побывала на полноценном спектакле. Сравнивала это фэнтези с реальностью и с удовольствием на одном дыхании я посмотрела эскиз Фамила Джавадова. И эта сказка она же отражение наших чувств, нашей жизни, и заставляет переосмыслить некоторые аспекты жизни. Мне очень запомнился момент где сын с отцом откровенно говорят о ценностях жизни, о поиске своего «я», своего жизненного пути»,- делится впечатлениями зрительница Александра Котляренко.
После каждого эскиза прошло традиционное обсуждение с участием ведущих театральных критиков Александра Вислова, который впервые принял участие в лаборатории и Марии Кожиной. Зрители смогли поделиться своими впечатлениями об эскизах, высказать своё мнение, а после выбрали один из трех вариантов: «Оставить все, как есть», «Доработать» и «Забыть, как страшный сон».
«Смотрите, что сделала лабораторное движение в России, помимо того что пошёл процесс обмена режиссёрами и ваш Прокопьевский театр остается в авангарде этого явления, и более того он остается успешной площадкой экспериментов и успешной стартовой площадкой молодых режиссёров имена, которых сегодня известны театральной России», — Александр Вислов, театральный критик.
Зрительские голоса распределились следующим образом:

Эскиз «Фрэндзона» режиссёра Михаила Лебедева
Оставить всё, как есть - 56,8%
Доработать - 40,5%
Забыть как страшный сон - 2,7%

Эскиз «Китайское печенье» режиссёра Александра Гошукова
Оставить всё, как есть- 9,1%
Доработать - 65,9 %
Забыть как страшный сон - 25%

Эскиз «Отрочество» режиссёра Анна Потебня
Оставить всё, как есть - 40,9%
Доработать - 55,6%
Забыть как страшный сон - 3,5%

Эскиз «Эльфы, орки и другие жители Вологды» режиссёра Фамила Джавадова
Оставить всё, как есть - 31,2%
Доработать - 65,7%
Забыть как страшный сон - 3,1%
Каждая работа получилась удачной и помогла зрителям взглянуть на подростковую драму по-новому и под другим, неожиданным углом. Спасибо режиссёрам, артистам и цехам за смелый театральный эксперимент, что подарил всем нам незабываемые впечатления.