История театра
1945–2024
___________________________________За свою 77-летнюю историю многое преодолел и достиг. Сегодня он является сердцем культурной жизни Прокопьевска, площадкой для творческих экспериментов и новых театральных форм.
Прокопьевский театр
1945–1951
Начало
История Прокопьевского театра началась в городе Анжеро-Судженске 1 декабря 1945 года. Группа энтузиастов во главе с Д. Г. Леоновым и В. В. Гардениным решила создать театр. За очень короткий срок была создана труппа в составе 41 человека. Театр обрел статус областного драматического театра им. Ленинского комсомола.
1 декабря в 20:30 спектаклем «Лес» А. Островского отрыл свой первый сезон новый драматический театр. Режиссером постановки был художественный руководитель театра В. В. Гарденин, художником — П. П. Часовской.

Одновременно в театре шли репетиции сразу нескольких спектаклей, театр активно начинал творческую деятельность. За первый сезон были созданы спектакли «Чужое дело», «Слава», «Горькая судьбина», «Двенадцать месяцев».

Следующий сезон открылся знаменитой драмой К. Тренева «Любовь Яровая». Третий сезон театра — поистине драматичен. М. Бендерской ставит Шиллера «Коварство и любовь», «Сказку о правде» Алигера ставит В. Гарденин. Театр становится трибуной советской идеологии.

В 1949 году в театр приходит новый главный режиссёр — Я. Т. Суторшин. И сразу же новая постановка — спектакль «За вторым фронтом», посвященный годовщине великой октябрьской революции. Художник спектакля А. М. Половинкин. В спектакле заняты 21 человек, декорации поражают монументальностью. Театр переходит на новый этап развития и уже неумолимо требует нового пространства. Такой декорации тесно на маленькой сцене Анжеро-Судженского Дворца культуры. Последний сезон в Анжеро-Судженске, в Анжерке, как ласково еще долгое время называли свой первый дом артисты, открыл 20 октября спектакль «Сильные духом» по пьесе Д. Медведева и А. Гребнева.

За эти шесть лет в Анжеро-Судженском Дворце культуры сложился настоящий профессиональный театр. Его постановки стали событием культурной жизни послевоенного Кузбасса.

В 1951 году было принято решение перевести молодой и перспективный театр в город Прокопьевск, открыть новые горизонты для театра. Теперь это был Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола.
Дмитрий Леонов
Владимир Гарденин
1951–1960
В Прокопьевске
В Прокопьевске у театра не было своего здания и приходилось играть спектакли на площадках Дворцов культуры. Основной базой для театра стал Дворец культуры им. Артема. Это было сложное время для театра. Новый город, новый зритель. Артистам, которых любили в Анжеро-Судженске, приходилось завоевывать любовь прокопчан, и завоевывать в экстремальных условиях. Но театр жил и продолжал творить.
Первым спектаклем, поставленным в Прокопьевске, стала «Любовь Яровая» по пьесе К. Тренева. Уже во второй раз театр обращается к этой актуальной в послевоенные годы пьесе. Режиссером спектакля на этот раз стал Фаликов, художником М. Ривин.

В театре работали сразу три режиссера: главный режиссер — Г. И. Пушкарев, и режиссеры С. И. Мурзиль и Н. Ф. Филиппов. Художественное пространство решали художники А. А. Алексеев и Н. Щеглов.

Целых девять сезонов провел коллектив театра в разъездах. История не сохранила всех произведений, созданных в этот период. Некоторые из них: «Кандидат партии» по пьесе А. Крона, «Голос Америки» по пьесе Б. Лавренева, «Люди доброй воли» Г. Мдивани, «Мне 30 лет» В. Вальдта и Н. Гиппиус, «Бесприданница» А. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, был восстановлен спектакль «Коварство и любовь» по пьесе Шиллера, и впервые поставлен спектакль «Аленький цветочек», с которым навеки будет связан Прокопьевский театр.

Эта пьеса И. Карнаухова и А. Брусевич завоюет любовь прокопьевских артистов и прокопьевских зрителей. Еще много раз к этому произведению в разные годы будет обращаться творческий коллектив театра. Художественные задачи будут меняться на протяжении времени, но незыблемым останется вера в торжество справедливости так трогательно, показанная в этой удивительной сказке. Для Прокопьевского театра «Аленький цветочек» станет вахтанговской «Принцессой Турандот», Мхатовскими «Днями Турбины», «Горем от ума» Малого театра.

Сезон 1957–1958 гг. открылся 12 октября спектаклем о Сергее Лазо. А уже 13 октября состоялась премьера спектакля «Овод» по пьесе А. Желябужинского. Так плодотворно, несмотря на трудности, работал коллектив театра.

В 1959 году директором театра стал заслуженный деятель искусств России Николай Степанович Рулев. Николай Степанович был замечательным артистом. Он руководил театром целых 16 лет.
1960–1975
Новоселье
В 1960 году театру было предоставлено специальное отстроенное прекрасное здание в стиле неоклассицизма. Проект Прокопьевского драматического театра со зрительным залом на 800 мест был разработан в середине 1950-х годов московским проектным институтом «Гипротеатр». Автор проекта — архитектор Н. П. Куренной.
В оформлении театра было использовано пять архитектурных ордеров, включая тосканский, дорийский, коринфский, ионический и греко-ионический. В 2011 году здание театра получило статус памятника архитектуры регионального значения.

В этом уникальном здании театр обрел второе дыхание. Технические возможности позволяли создавать новое искусство.

В начале 60-х годов в театр приходит новый главный режиссёр Г. Л. Легков. Петербуржец, с традициями Ленинградской актерской школы, великолепный артист — он привносит новое дыхание в театр. Требования к коллегам и в первую очередь к своим работам были у Легкова высокими, по ленинградским меркам.

В то время театр в местной журналистке Зинаиде Чигаревой открыл драматурга. И премьера первой пьесы Чигаревой «Шахтерская поэма» состоялась здесь. Именно при Легкове по-настоящему раскрылся талант Петра Федченко и Николая Хлебникова.

А первой заслуженной артисткой РСФСР в Прокопьевске по праву стала Антонина Хлебникова. Приехала сюда на роли молодых героинь, перешла затем в новое амплуа, была незабываемым Комиссаром в «Оптимистической трагедии».

В театре при главном режиссере Г. Легкове работали режиссеры М. М. Амаспюр, ставил спектакли П. И. Федченко, даже знаменитый Я. М. Лившиц, дипломант Ленинградского театра, музыки и кинематографии поставил в Прокопьевске «Прощание в июне» по пьесе А. Вампилова, работал здесь и В. М. Юдехай. Он поставил спектакль «Аленький цветочек», художником которого на сей раз был Д. М. Давыдов.
В конце 60-х годов главным режиссером Прокопьевского театра был Владимир Незлученко. При нем театр, без сомнения, поднялся на новую творческую высоту. Режиссер Незлученко осуществил постановку пронзительного спектакля «Без креста», удостоенного премии «Молодость Кузбасса».
Владимир Незлученко
Спектакль «Без креста»
1975–1987
Новые горизонты
В 1975 году в театре новый директор — Геннадий Эдуардович Яворский. Он активно поддерживал гастрольную деятельность. В этот период сменялись главные режиссеры, но укоренилась труппа.
В 1979 году приходит в театр Валентина Яворская. Легенда Прокопьевского театра и, очень скоро, жена Геннадия Яворского. В Прокопьевск она приехала юной девушкой, и в последний ее путь Валентину Яворскую провожал Прокопьевский театр. Она оставалась верна театру даже в самое тяжелое время. Даже когда из театра ушел муж, она осталась в Прокопьевске. В 2010 году, когда Валентины Яворской уже не стало, была назначена премия имени заслуженной артистки РФ Валентины Максимовны Яворской для студентов актерского отделения Прокопьевского колледжа искусств. Обладать такой премией — это необыкновенная честь и возможность прикоснуться к великой тайне актерского таланта.

В 1981 году директором театра стал Роберт Леонидович Арыков. Руководил театром он недолго, но поддержал проекты Г. Э. Яворского и тоже большое внимание уделял гастрольной деятельности. Так в 1983 году театр отправился с большими гастролями в Казахстан в Усть-Каменогорск. Прокопчане привезли 11 спектаклей утреннего и вечернего репертуара. В том числе «Пять вечеров» по пьесе А. Володина, «Варюха» по пьесе Т. Яна, «Бедность не порок» А. Островского, «Малыш и Карлсон» по мотивам произведений А. Лингрен.

В 1984 году к руководству театром приступил Владимир Ильич Богатский. Главным режиссёром стал Ю. В. Кокорин. Этот тандем просуществовал недолго.
1987–1999
Реконструкция
В 1987 году Николай Яковлевич Киндяков возглавил театр как директор и художественный руководитель. С 1979 года он был ведущим актером, на счету которого немало успешно сыгранных ролей. Именно на его долю выпало самое сложное — поддерживать жизнь в театре в период реконструкции. Нет своей сцены. Каждый день выездные спектакли. Нет репетиционной базы. Необходимо было в таких невероятных условиях сохранить и творческий, и технический составы.
Николай Яковлевич не только тянул этот тяжкий груз, но ни на день не прекращал своей актерской работы, а еще занимался постановкой спектаклей, ведь трудно было заманить в «кочующий» театр столичного режиссера. Он поставил в Прокопьевском театре спектакль «Аленький цветочек». Этот спектакль стал самым долговечным в театре. Созданный в 1997 году, он был списан только 2011 году. 14 лет этот спектакль радовал юных зрителей.

Киндяков сохранил театр. Открыл здание после нескольких лет реконструкции, к слову, сделанной великолепно. Но Николай Яковлевич еще был человеком принципиальным, подлаживаться не очень-то умел и хотел.

В 1996 году он был снят с должности директора. Нашлись «объективные» причины. Однако Киндяков остался в театре актером. И до последнего дня, пока натруженное сердце не остановилось, оставался верным своему коллективу.

В 1996 году директором театра и главным режиссером стал Николай Глебович Елесин. Николай Глебович больше внимания уделял постановкам, нежели руководству театром, наверное, поэтому так скоро оставил оба поста.

В разные годы в Прокопьевском театре служили необыкновенные артисты. Это Лариса Соколова, пришедшая в театр из самодеятельности и в течение более тридцати лет честно служащей Мельпомене в Прокопьевске. Это заслуженный артист РСФСР В. И. Смирнов, всю свою энергию, весь свой талант до последнего мгновения жизни отдавший театру, который стал для него родным.
1999–2013
Золотая маска
В 1999 году руководство театром приняла Купцова Людмила Ивановна. За всю историю Прокопьевского театра — это первая женщина руководитель. Благодаря ее энергии, целеустремленности и точным прогнозам театр начал развиваться, внедрять новые методы работы, развивать инновационные проекты.
С первых же дней работы Людмила Ивановна занялась развитием актерского и технического состава театра. Многие артисты получили высшее образование, ряд работников получили дополнительное образование на курсах повышения квалификации. Понимая значения артиста для театра, Людмила Ивановна привлекает в театр молодые кадры, так в 2009 году при Прокопьевском колледже искусств был набран актерский курс, уже с успехом работающий на сцене Прокопьевского театра.

Важной задачей стало для нового руководства участие в фестивалях. Впервые Прокопьевский театр выехал за пределы Сибирского региона в 2004 году для участия в фестивале театров малых городов России со спектаклем «Битва негра с собаками» по пьесе Б. Кольтеса в постановке В. Захарова. Затем последовала череда фестивалей. Спектакль «Валентинов день» по пьесе И. Вырыпаева в постановке питерского режиссера Ольги Ольшанской принял участие в фестивале театров малых городов России в 2005 году. В 2008 году спектакль Ольги Ольшанской «Преступление и наказание», созданный при поддержке Министерства культуры РФ исколесил всю страну. Дипломантом седьмого Фестиваля театров малых городов России и лауреатом вышеназванного фестиваля стал Вячеслав Гардер за «Лучшую мужскую роль». Театр стал лауреатом X Международного театрального фестиваля-конкурса «Камерата» (Челябинск) в номинации за «Лучшую сценографию» и «Самый культурный спектакль фестиваля». Спектакль «Оркестр «Титаник» в постановке А. Безъязыкова, ученика знаменитого Г. Козлова, в 2008 году стал дипломантом IV ежегодного Международного театрального фестиваля «Ученики Мастера» (Санкт-Петербург) и дипломантом всероссийского фестиваля «Реальный театр» (Нижний Новгород) в 2007 году.
Спектакль «Преступление и наказание»
Людмила Ивановна Купцова, ориентируясь на повышение престижа театра, активно внедряет конкурсные проекты. Благодаря ее настойчивости в городе Прокопьевске совместно с администрацией города организован конкурс «Лучшая роль сезона», где подводятся итоги работы всего коллектива театра, и лучшие из них становятся лауреатами этого конкурса. На закрытии сезона ежегодно подводятся итоги проектов: «Самая театральная семья», «В театр — всей семьей!», «Театр как общеобразовательная среда», «История театра в ролях и образах», включающий в себя экскурсию в Музей театра и встречу с любимыми артистами, а также людьми, создающими спектакль.

С 1 сентября 2010 года главным режиссером Прокопьевского театра стал дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Марат Гацалов. С его приходом, театр перешел на другую ступень развития. 65 юбилейный сезон был объявлен в театре «Годом современной драматургии».
Людмила Купцова и Марат Гацалов
Гацалов учился на актерском факультете ВГИКа; окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИСа. Как актер работал в московских театрах им. В. Маяковского и «Школа современной пьесы». Еще не будучи главным режиссером, Марат Гацалов поставил в Прокопьевске пьесу современного драматурга Вячеслава Дурненкова «Экспонаты». Спектакль принял участие во всероссийских фестивалях Ново-Сибирский транзит (Новосибирск) и фестивале Театров малых городов России (Лысьва), международном фестивале «Радуга» (Санкт-Петербург). В сентябре 2010 года на международном фестиваля «Текстура. Театр и кино о современности» (Пермь) прокопьевские «Экспонаты» удостоены Гран-при в номинации «Спектакль СегоДня».
А в апреле 2011 года Прокопьевский театр стал первым театром в Кузбассе, получившим самую престижную театральную премию России «Золотую маску» за спектакль «Экспонаты» в постановке Марата Гацалова в номинации «Приз критики».
Возглавив Прокопьевский драматический, Гацалов привлек к работе в театре молодых не ортодоксально мыслящих режиссёров. «Год современной драматургии» в Прокопьевском театре открыл спектакль «Парикмахерша» по пьесе Сергея Медведева. Режиссер-постановщик Семен Александровский выпускник СПБГАТИ (курс Льва Додина).
Именно в Прокопьевском театре впервые поставлена пьеса «Пустошь» (режиссер Руслан Маликов) драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей в результате теракта в аэропорту «Домодедово». Режиссер Вера Попова — выпускница РАТИ-ГИТИС мастерской Сергея Женовача – поставила в Прокопьевске пьесу современного польского драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски».
Спектакль «Сон смешного человека»
Ориентируясь на современную драматургию, Прокопьевский театр не забывает о классике. В сентябре 2011 года свет рампы увидел спектакль «Сон смешного человека» по Ф. М. Достоевскому (сценическая интерпретация известного литовского режиссёра Саулюса Варнаса).
Впервые в Кузбассе в 2011 году именно в Прокопьевском театре прошла режиссерская лаборатория современной драматургии «Эксперимент 123», организованная театром Наций при поддержке Министерства культуры РФ. Итогом первой лаборатории стал спектакль «Язычники», принявший участие во внеконкурсной программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».
Вторая лаборатория «Эксперимент 123» в 2012 году объединила три драматических театра Кузбасса на площадке прокопьевской драмы. За 5 дней три молодых режиссера с труппами трех театров создали по три эскиза. Эта лаборатория стала возможной благодаря гранту Президента России в рамках поддержки проектов общенационального значения в области культуры.

Третья лаборатория в 2014 году расширила границы театральных возможностей и представила уже 4 эскиза с четырьмя режиссёрами, два из которых вошли в основной репертуар Прокопьевского театра, причем спектакль «Это все она» уже приглашен на фестиваль театров малых городов России и планируется к представлению на фестиваль «Золотая Маска».

Прокопьевский театр первый в Кузбассе провел всероссийский фестиваль современного документального театра «Прямая речь». Прокопьевские зрители смогли увидеть лучшие московские спектакли театра «Практика», «Театра Й. Бойса» и самое современное документальное кино от Мастерской Марины Разбежкиной.

Также, одним из экспериментов стала лаборатория «Живому театру — живого автора», результат которой — документальный спектакль «Горько!» стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска».
Спектакль «Горько!»
В 2013 году в рамках Года культуры в России были организованы новые проекты:
- Проект читок «Light theatre» позволил зрителям обсуждать пьесу, участвовать в формировании репертуара.
- Проект Театра документального кино, который был создан совместно с мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, открыл прокопьевской публике документальный жанр, а обсуждение онлайн с режиссерами кино позволило понять механизмы его создания.
- Проект «Закулисье» дал возможность прокопчанам увидеть то, что происходит по ту сторону занавеса.

Прокопьевский театр продолжает традиции, заложенные еще в первые послевоенные годы. Театр с успехом становится трибуной новой режиссуры, новой мысли в театре, говорит о наболевшем, сегодняшнем.
Спектакль «Экспонаты»
«Золотая маска», церемония награждения
Спектакль «Парикмахерша»
Спектакль «Пустошь»
Спектакль «Язычники»
2013–2017
Поиск и открытия
Свой 68 театральный сезон Прокопьевский театр начал с главным режиссером – Никитой Раком, магистрантом Школы студии МХАТ и ЦИМа. Главным художником театра стала выпускница Красноярской государственной академии музыки и театра Полина Рак.
С их приходом творческие задачи конкретизировались, оформились в новые проекты. За 2013 год было выпущено 6 новых спектаклей утреннего и вечернего репертуара. Спектакль «Нужен перевод» по пьесе Б. Фрила, (режиссер-постановщик П. Зобнин), принял участие в фестивале театров Малых городов России в Пятигорске. Молодой состав труппы театра стал лауреатом фестиваля в номинации «Надежда», спектакль «Класс Бенто Бончева» – получил премию фестиваля «Кузбасс-театральный» в номинации «За смелость эксперимента».

В 2013 году получено два гранта Министерства культуры РФ по поддержке молодой режиссуры и молодой драматургии на постановку спектаклей по пьесам А. Вампилова «Старший сын» и М. Берштейна «Хижина неандертальца». В этот период Прокопьевский театр активно занимается созданием и реализацией инновационных проектов, расширяет сферы деятельности, тем самым привлекая в театр молодежную зрительскую аудиторию. Впервые был реализован проект по позиционированию театра среди населения города, включающий в себя представление эпизодов из спектакля в общественном транспорте города. Этот проект осуществил прямое вовлечение зрителя в театральную условность вне театральных подмостков. Спустя шесть лет, в 2019 году, этот эксперимент был повторен на первом Межрегиональном конкурсе-фестивале «КУЗБАСС-FEST: ТЕАТР ЗДЕСЬ!»в Кемерово. И был определен как трендовое театральное направление «Site-specific», которое расширяет театральные границы, выходит на уровень жизненного пространства городов.

69-й сезон прошел под эгидой Года культуры в России и Года культуры и туризма в Кузбассе. Этому были посвящены три проекта, которые с успехом реализованы в 2014 году и продолжились в последующие годы. В рамках Года культуры также был реализован проект «Кинотеатр документального кино», который был создан совместно с мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. В течение года, два раза в месяц, осуществлялись показы документального неигрового кино, которые позволили познакомить прокопьевских зрителей с лучшими образцами документального жанра, формировали социально-активную публику с выраженной гражданской позицией.

Вторым проектом стала Театральная лаборатория «Эксперимент 123», которая прошла в Прокопьевском театре в третий раз. На этот раз в проекте приняли участие четыре режиссера, которые создали эскизы спектаклей по современным отечественным и зарубежным пьесам. Баатр Колаев, главный режиссер Хакасского национального театра, представил на суд зрителей эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал». Сергей Щедрин, молодой московский режиссер, представил эскиз по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера». Семен Серзин, главный режиссер Санкт-Петербургского Этюд — театра в эскизе по пьесе А. Иванова «Это все она» объединил зрителей и артистов в единый круг по типу «клуба психологической помощи», в котором главные герои, рассказывая свои истории, настраивали на откровенность и зрителей. Артем Устинов, выпускник мастерской С. Женовача, рассказал трогательную историю о родственных связях в эскизе по пьесе «Ба» Юлии Тупикиной.
Спектакль «Это все она»
Третий проект «Lighttheatre» — это новое восприятие театра посредством читок пьес. Читки пьес максимально отвечают живому, даже экстремальному театру, где все возникает здесь и сейчас, мысль рождается непосредственно на самом показе, а зритель становится прямым соучастником происходящего.

В 2014 году Прокопьевский театр приступил к реализации проекта «Театральная педагогика». Цель проекта — формирование устойчивой потребности в искусстве театра у детей. Занятия с детьми проходили методом мотивационных игр и актерских тренингов на развитие воображения и внимания, при сопровождении просмотров спектаклей и посещений музея театра. После просмотров в группе проходили дискуссии на тему увиденного.

Новой формой работы театра стало творчество в жанре Вербатим, что при создании театрального спектакля предполагает отказ от литературного произведения с привлечением исключительно документальных материалов, интервью и подлинных историй. Примером такой технологии в 2013 году стало создание спектакля о подростках Вячеславом Дурненковым, который по собранному в Прокопьевске материалу создал пьесу. Затем на средства гранта фонда культурных инициатив Михаила Прохорова в номинации «Новый театр» по этой пьесе был поставлен спектакль «ПодРОСТОК», премьера которого состоялась в феврале 2014 года.
70-й юбилейный сезон прошел в Прокопьевском театре под эгидой Года литературы, 70-летия Великой Победы и юбилея Прокопьевского театра.
В феврале 2015 года состоялась премьера спектакля «30 Плюс» по пьесе Ярославы Пулинович и Полины Бородиной в постановке Веры Поповой и художниками Алексеем Лобановым и Екатериной Андреевой. Пьеса, созданная на основе интервью с реальными людьми, стала продолжением трилогии о прокопчанах. На этот раз в поле зрения драматургов попал один из самых противоречивых возрастов — тридцатилетние. Вместо привычного зрительного зала аудитория попадает в кафе, где происходит встреча выпускников. За уютными столиками на банкете, смешавшись с публикой, герои рассказывают захватывающие истории, в процессе которых каждый зритель ощущает себя бывшим одноклассником.

В апреле 2015 года состоялась премьера спектакля «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной. Спектакль режиссера, лауреата национальной театральной премии «Золотая Маска» Александра Хухлина был поставлен к 70-летию Великой Победы с целью рассказать молодому поколению о том, что пережили их предки, о том, какими подвигами была завоевана Великая Победа. В сентябре 2015 года состоялась премьера спектакля «Любовь — книга золотая» по пьесе Алексея Толстого в рамках объявленного в России Года литературы. Режиссер спектакля Дамир Салимзянов осовременивает классическую историю не буквальной сменой костюмов и декораций, а отношением к проблеме социального неравенства, поэтому сценической версией книги становится трагикомедия.

В октябре 2015 года,в преддверии юбилея театра, состоялась премьера спектакля «Воспитанница» по пьесе Александра Островского. Именно с драматургии Александра Островского начал свой путь Прокопьевский драматический театр в 1945 году. В свой 70-тый день рождения театр вернулся к «русскому Шекспиру». Спектакль был создан при поддержке Гильдии театральных режиссеров и театральных менеджеров России, которые на конкурсной основе выбрали пять молодых режиссеров и пять провинциальных театров. Одним из победителей стал Прокопьевский театр, пригласивший на постановку молодого режиссера Викторию Луговую, победившую среди режиссеров. 26 февраля 2016 состоялась премьера спектакля «Хорошие новости» по пьесе Юлии Тупикиной, которую она написала специально для Прокопьевского театра. Спектакль поставил выпускник школы-студии МХАТ и ЦИМа Даниил Чащин. Пьеса, созданная на основе интервью с реальными людьми, завершает трилогию о прокопчанах, начатую в 2013 году. В финале триптиха рассказывается о старшем поколении, о людях умудренных опытом, и при этом спектакль пропитан молодой энергией и невероятной жизненной силой. На премьере, по традиции, присутствовали прототипы героев пьесы, с которыми в финале спектакля состоялось обсуждение увиденного.
Из утренних постановок 70-го театрального сезона стоит выделить спектакль «Комар мечтает о зиме» по пьесе Юлии Тупикиной, которую она написала для самых юных зрителей по заказу театра. Постановку осуществила начинающий режиссер, выпускница СпбГАТИ Виктория Пучкова. Премьера его состоялась 1 апреля 2016 года. Зрительское пространство в спектакле разделено на два зала, один — игровой, где за большим столом располагаются дети, там же артисты разыгрывают историю. А взрослые зрители рассаживаются во втором пространстве, стандартном зрительном зале Малой сцены и наблюдают не столько за происходящим с артистами, сколько за реакцией своих малышей. Весь спектакль построен на интерактивном действии, и юные зрители постоянно включены в творческий процесс.
Спектакль «Комар мечтает о зиме»
Не остается без внимания в эти годы и материально-техническая база театра. В 2014 году осуществлен монтаж подсветки театра диодным освещением, которая позволяет менять цвета с установкой времени их смены, приобретены звуковые колонки на фасад здания театра, что теперь позволяет вести трансляцию на театральную площадь и проводить на ней общественные мероприятия.

2017–2018 годы для Прокопьевского драматического театра стали временем долгожданных реконструкционных обновлений, завершены два этапа ремонта сцены, выполненные на средства проекта «Театры малых городов», который был инициирован партией «Единая Россия».
Спектакль «Хорошие новости»
2017–2020
Эксперименты
В марте 2017 года был начат новый театральный проект «Театр у школьной доски», адресованный старшим школьникам и студентам. В его основе постановка спектаклей по произведениям русских классиков в формате школьного урока.
Спектакли в рамках проекта ставили молодые режиссеры – студенты и выпускники сибирских театральных ВУЗов. В 2017 году поставлены спектакли «Станционный смотритель» (режиссер Полина Кардымон) и «Барышня-Крестьтянка» (режиссер Ирина Иванова). В 2018 году проект «Театр у школьной доски» получил продолжение спектаклем «Метель» в постановке Константина Тимофеева и спектаклем «Выстрел» режиссера Ольги Обрезановой, которая в 2020 году стала Лауреатом Гран-при XVII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». А в марте 2019 года Татьяна Стибунова завершила постановку цикла пушкинских повестей спектаклем «Гробовщик». В трех последующих театральных сезонах проект «Театр у школьной доски» продолжился маленькой трилогией А. П. Чехова о футлярном человеке спектаклями «Крыжовник» (режиссер-постановщик Татьяна Стибунова), «Человек в футляре» и «О любви» (режиссер Егор Чернышов).
Спектакль «Выстрел»
В 2018 году репертуар театра дополнили девять спектаклей, в том числе четыре новых интересных постановки для детей. Интерактивные, развивающие воображение премьеры удивили юных зрителей разнообразием художественных форм, показали насколько многогранен мир творческого мышления режиссеров и талант артистов.

В начале февраля состоялась премьера спектакля «Женщина в песках», поставленного по роману выдающегося японского писателя Кобо Абэ. Над его созданием работали режиссер-постановщик Олег Степанов и художник-постановщик Любовь Мелехина, лауреат Всероссийского фестиваля «Арлекин». В репертуаре театра он стал значимым событием и покорил не только прокопьевского зрителя, но и жюри различных конкурсов и фестивалей последующих лет. Сюжет, положенный в основу спектакля — философская притча о неутолимой жажде свободы человека, оказавшегося в заточении и пришедшего к смирению и об истории взаимоотношений мужчины и женщины, вынужденных стать близкими людьми в условиях выживания. Спектакль «Женщина в песках» в рамках III Межрегионального театрального фестиваля провинциальных театров «Театральная провинция» памяти В. П. Гуркина стал дипломантом и артист Анатолий Иванов удостоен приза в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Ники Дзюмпея. На III Всероссийском театральном фестивале имени Валерия Золотухина в Барнауле, этот спектакль награжден специальной премией в номинации «Новация», которая присуждается за эксперимент и поиск новых выразительных средств. По мнению экспертного совета, спектакль «Женщина в песках» среди 100 лучших спектаклей России 2017–2018г был включен в Лонг-лист национальной театральной премии «Золотая Маска 2018 года». В октябре 2019 года он завоевал Диплом в номинации «Лучший спектакль драматического театра» на Первом межрегиональном конкурсе-фестивале «КУЗБАСС-FEST: ТЕАТР ЗДЕСЬ!», проходившем в Кемерово. А в ноябре того же года на IV Всероссийском театральном фестивале «Сотоварищи» удостоен Диплома и Маски в номинации «Лучшая сценография и костюмы». Специальными дипломами жюри отмечен актерский дуэт Анатолия Иванова и Ольги Гардер, исполняющих главные роли в спектакле.
Спекталь «Женщина в песках»
Еще одна премьера экспериментального спектакля «Как я простил прапорщика Кувшинова» в постановке режиссёра Эдуарда Шахова состоялась в ноябре 2018 года. Пьеса молодого драматурга Ивана Антонова стала победителям в престижных литературных и драматургических конкурсах «Любимовка» и «Кульминация». Прокопьевский театр, первым в России поставил пьесу этого автора, которую режиссёр оригинально переложил в сценическое действие, обрамлённое в камерную форму, и интригующе рассказал о проблемах, связанных с личностным кризисом. Этот спектакль удостоен двух наград на XIV Международном театральном фестивале отличных спектаклей «Камерата», проходившем в Челябинске в октябре 2019 года. Дипломом лауреата фестиваля отмечена сценография спектакля, осуществленная художником-постановщиком Альбертом Нестеровым, лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска». В сентябре 2020 года Прокопьевский Ленком представил пьесу-песню Ивана Антонова «КЯППК, или как я простил прапорщика Кувшинова» на фестивале-форуме национальных театров «БУА: Пространство Талии» в г. Буинске в Татарстане.
Наряду с участием в программах федеральных проектов партии «Единая Россия», региональных и городских проектах, Прокопьевский театр продолжает создавать, апробировать и реализовывать свои, направленные на развитие творческого потенциала, укрепление материально-технической базы учреждения, привлечение зрителя.
Созданы и получили успешное продолжение проекты для детей и взрослых, которые претерпели качественные изменения по содержанию и форме работы. Проекты «Семейный клуб», «Неделя театр – детям», «Беби – театр» «Клоунские выходные» создавались и имеют свое продолжение на протяжении многих лет в рамках привлечения в театр самого юного зрителя. Взрослому зрителю адресованы «Арт-Кафе» и «Квартирник», для ветеранов регулярно открывает свои двери клуб «Отражение».

Проект «Театр без границ» все эти годы позволяет знакомить зрителей разных городов и районов Кузбасса с творчеством Прокопьевского Ленкома. Это выездные показы спектаклей на разных сценических площадках учреждений культуры и образования города, Прокопьевского района и всего Кузбасса.

Несколько последних лет Прокопьевский Драмтеатр является неизменным участником Межрегиональной программы Федерального проекта «Большие гастроли». Обменные гастроли в рамках этой программы между Прокопьевским театром и Русским драматическим театром им. Лермонтова Республики Хакасия состоялись в октябре 2018 года. А осенью 2019 года три вечерних спектакля и музыкальная сказка Прокопьевского Ленкома были представлены на сцене Бийского драматического театра. Творчество труппы Бийского театра было показано прокопчанам. Эти обменные гастроли состоялись благодаря сотрудничеству с Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры Российской Федерации.

Лаборатория «Эксперимент 123» проводится в Прокопьевском драматическом театре с 2011 года и уже своим названием заявляет о стремлении к эксперименту. Внутри лаборатории рождаются сценические эскизы молодых режиссеров, которые часто перерастают в полноценные спектакли и обогащают репертуарную афишу театра. Содержательной стороной лаборатории 2019 года стало отражение реальности в интерпретации молодых, но уже известных российских режиссеров и актерского состава театра. Драматургический материал этой лаборатории - четыре пьесы, две из которых взяты из шорт-листа Международного Волошинского конкурса-2018 («Тайм-аут» Марины Крапивиной и «Горка» Алексея Житковского). Интересны и остры многие события и персонажи, потому что они заставляют задуматься о том, почему растет отчужденность между людьми. Режиссерские высказывания провоцируют зрителя на переосмысление жизни. По итогам лаборатории эскиз пьесы Ярославы Пулинович «Тот самый день» перерос в полноценный спектакль в постановке режиссера Снежанны Лобастовой и был поставлен в октябре 2019 года на Малой сцене Прокопьевского театра. А в конце июня 2021 на XIV Международном театральном фестивале современной драматургии "КОЛЯДА-PLAYS" в Екатеринбурге спектакль «Тот самый день» удостоен Гран-При фестиваля.
Спектакль «Посадить дерево»
Несмотря на пандемию, которая внесла коррективы в работу всех учреждений культуры, Прокопьевский Ленком в 2020 году воплощал самые смелые творческие идеи через использование разных жанров и экспериментальных форм. Все премьеры, проекты и мероприятия, реализованные в этом году, проходили в рамках программы по подготовке к празднованию 300-летия Кузбасса и 75-летнему юбилею театра. Репертуар Прокопьевского театра дополнили шесть постановок вечернего репертуара и одна детская сказка. В дни новогодних каникул на сцене театра состоялась премьера спектакля для детей «Тайна троллей: Магическая чаша». Сказочную историю поставили режиссёр Марат Свободный (г. Барнаул) и художник Максим Якимов. Спектакль о семействе лесных троллей создан по мотивам произведений финских сказок. В «ожившем мультике» много музыки, танцев, яркого действия, весёлых приключений.

В середине февраля 2020 года состоялась премьера спектакля «Посадить дерево» по одноимённой пьесе Алексея Житковского в постановке челябинского режиссёра Александра Черепанова. «Шутка в одном действии» - определил автор свое произведение, но смысл в ней заложен не шуточный. На первый взгляд в центре сюжета здесь вечный конфликт отцов и детей, но подтекст не так однозначен. В нем все о нашей действительности с ее «хозяевами жизни» и китайской подделкой этой действительности. Вроде все понятно и развязка благополучная, но остается вязкий привкус тоски по чему-то светлому и настоящему.
В марте состоялась премьера спектакля «Замыкание» в постановке режиссера Александра Созонова о кризисе и объединении семьи. История, рассказанная заикающимся мальчиком, испытывающим трудности в сложный период взросления. Эта дебютная пьеса молодого драматурга Марии Малухиной вошла в шорт-лист «Любимовки — 2018» и лонг-лист международного конкурса драматургии «Баденвайлер 2018».
Реализация уже ставших популярными творческих проектов и активная постановочная деятельность весной 2020 года была приостановлена в связи с карантинными мероприятиями по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. На смену им внедрен ряд новых онлайн-проектов, обеспечивающих общение со зрителем в удаленном формате, в том числе региональных и приуроченных к 75-летию Великой Победы. Перечислим некоторые из них, созвучные тому периоду. В рамках всероссийской акции #МыВместе сотрудниками пошивочного цеха Прокопьевского театра было изготовлено 1000 масок, которые были переданы в отделение для больных коронавирусной инфекцией ЦГБ № 1 Прокопьевска. Коллектив театра присоединился к международной акции «Сад Памяти», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая артисты Прокопьевского театра в составе городской «фронтовой бригады» показывали под окнами ветеранов импровизированные праздничные концерты. Коллектив театра присоединился к российской акции «Окна Победы», накануне праздника украсив окна первого этажа театра георгиевскими лентами, красными звездами, плакатами со словами благодарности в адрес ветеранов. В рамках всероссийского театрального онлайн марафона «Дороги Победы» артисты представили трогательную программу из стихотворений и песен на военную тематику «Победный май». Этот онлайн-концерт стал лауреатом марафона в номинации «Малая форма». Был подготовлен цикл видеороликов «Мы помним», в котором артисты читали фронтовые письма. Сотрудники театра создали свой «Театральный полк», где разместили фотографии и истории родственников, которые боролись за освобождение Родины.

На протяжении всего карантина на сайте театра и в социальных сетях регулярно транслировалось более 20 спектаклей из архива. В марте запущен Театральный челлендж «Передай капусту!», посвящённый Международному дню театра – цикл мини-капустников, где более 30 российских театров поздравляли друг друга с профессиональным праздником. Набрал своих поклонников цикл фоторепортажей «Волшебство театра», опубликованных накануне Международного Дня театра. Получили большую поддержку позитивные видео-фоторепортажи «Не выходя из дома» об артистах театра в домашней обстановке и проект «Театр по-домашнему» с отрывками из репертуарных спектаклей театра, переведённых в диджитал-формат. Стали популярными видеоинтервью «Открытый театр» с сотрудниками театра и видео «Читаем сказки» с артистами, которые на фоне декораций рассказывали детям сказки. Цикл выпусков «Читаем со школьниками» открыли любимые многими поколениями детей «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Проект «оЛИЦЕтворение» не только помог погрузить более взрослую аудиторию в мир искусства, но и предложил включиться в интересный конкурс, стартовавший в социальных сетях театра. Период вынужденной самоизоляции стал временем поиска и экспериментов. Как показал этот опыт, проекты, реализованные в онлайн-формате, привлекли внимание аудитории и позволяют поддерживать имидж театра на высоком уровне.

Среди новых проектов 2020 года следует выделить хеппенинг-проект "Театр выходит в город". Его презентация состоялась на территории Молодёжного парка 23 июля 2020 года. Импровизированные сценические площадки расположились на четырёх локациях парка. Там артисты «существовали» в заданных обстоятельствах, периодически вовлекая прохожих в театральный процесс. Маленьких участников встречали с красками на детской площадке, меломанов - с гитарой на музыкальной, любителей классики - в литературном уголке, а поклонников ретро-стиля - в «Ретрогостиной». А в декорациях "Зимней инсталляции", можно было укрыться от жары и поиграть в снежки с артистом в образе Кая из «Снежной королевы». Экспериментальный выход в парк был очень хорошо принят жителями города, которые включались в импровизированный сценический процесс. Эти выездные мероприятия стали в тот момент единственной возможностью живого общения, обмена положительными эмоциями вне сцены, под открытым небом. Менялись локации, предлагаемые обстоятельства, артисты. «Выход в город» еженедельно проводился до середины октября, пока позволяли погодные условия.

Только в середине ноября 2020 года после полугодового перерыва, обусловленного карантинными мероприятиями, появилась возможность вновь пригласить зрителей в театр на торжественное открытие юбилейного 75-театрального сезона. Сезон открылся премьерой спектакля «Свидетель обвинения» по детективной пьесе Агаты Кристи в постановке питерского режиссёра Бориса Гуревича. Пьеса экранизировалась четыре раза и имеет множество театральных воплощений. Версия Прокопьевского драматического театра подарила зрителю новое погружение в эту, полную тайн и загадок, историю. И с разницей в несколько дней, состоялось еще три премьеры.
Спектакль «Свидетель обвинения»
17 ноября представили «Золото» в постановке режиссёра Никиты Золина. Остросоциальная пьеса, рассказывающая об экологической катастрофе, вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2019». Практически документальный материал Екатерины Тимофеевой о небольшом башкирском городе Сибай продолжает традицию правдоискательства в российской драматургии. В центре сюжета мать, сын-подросток и бабушка, которые пытаются не сойти с ума в городке, где горит сера. Герои упорно сопротивляются обстоятельствам, но не теряют при этом человеческого достоинства. Постановка стала возможна благодаря фонду культурных инициатив Михаила Прохорова. В декабре 2020 года Прокопьевский драматический театр представил спектакль «Золото» в онлайн формате на III Международном фестивале камерных спектаклей «ОКНА-2020» в Новокузнецке. Трансляция прошла на YouTube-канале Новокузнецкого драматического театра, а также в группах Прокопьевского и Новокузнецкого театров в социальной сети «ВКонтакте».
Спектакль «Как я простил прапорщика Кувшинова»
Спектакль «Тот самый день»
Спектакль «Замыкание»
22 ноября состоялась премьера спектакля «Путаница» по пьесе современного белорусского драматурга Алексея Макейчика в постановке режиссёра Егора Чернышова. По сюжету спектакля мужчина приходит за помощью к психотерапевту, но оказывается, что эта молодая женщина специалист «липовый» и проблем у нее ещё больше, чем у него. Их совместная перезагрузка приводит к счастливому финалу. И зритель становится свидетелем их возрождения. В ноябре 2020года спектакль «Путаница» принял участие в международном сценическом форуме «Диалоги», учрежденном в 2019 году Московским драматическим театром «Человек» при поддержке Департамента культуры Правительства Москвы. «Диалоги» - это единственный в мире театральный фестиваль, собирающий под свои знамена исключительно спектакли с участием двух артистов.
Спектакль «Золото»
Хочется рассказать еще об одном родившемся в конце 2020 года и набирающем почитателей проекте. В Прокопьевском театре прижилась новая форма работы со зрителем – театрализованная читка. Она представляют собой прочтение артистами пьесы по ролям для аудитории. Артисты оживляют пьесу своим ярким прочтением, зрители - обрисовывают сюжет и образы в своём воображении. После совместного обсуждения зрители голосованием решают стоит ли ставить спектакль по этой пьесе. Пилотный выпуск проекта «Читка Pro…» стартовал в декабре 2020 года. Артисты прочли пьесу «Оркестр», гениального французского драматурга ХХ века, одного из создателей так называемой интеллектуальной драмы, Жана Ануя. После читки итогом дискуссии стало решение зрителей дать жизнь пьесе на сцене и продолжить встречи в подобном формате.
Спектакль «Путаница»
2020–2023
реставрация
Ставшая уже традиционной, седьмая по счету, театральная лаборатория «Эксперимент 123» в 2021 году была основана на постановке эскизов на российском драматургическом материале XX века. Она подарила театру пьесу Леонида Добычина «Город Эн» в постановке режиссёра Артёма Устинова (г. Самара).
Премьера спектакля состоялась 28 апреля 2021года. В произведении от лица главного героя рассказывается история его взросления в вымышленном провинциальном городе Эн, на которое оказывают влияние отголоски важных исторических событий начала XX века. Это эстетский «спектакль художника», в котором актеры выступают в качестве операторов воспоминаний главного героя. Писатель Леонид Добычин - особое, заповедное имя в русской литературе. Забегая вперед скажем, что этому спектаклю было предначертано яркое фестивальное будущее. В октябре 2021 года он признан «Лучшим спектаклем» Межрегионального фестиваля-конкурса «Кузбасс-fest-2021: театр здесь!» в городе Кемерово. Режиссёру Артёму Устинову вручен диплом в номинации «Режиссёрское искусство» за режиссёрский метод спектакля «Город Эн». Позднее постановка «Город Эн» вошла в Long list престижной Российской национальной премии и фестиваля «Золотая маска» сезона 2020-2021гг. В феврале 2022 года этот спектакль был представлен в центре им. Вс. Мейерхольда во внеконкурсной программе «Маска плюс» Всероссийского театрального фестиваля «Золотая Маска». А в мае - стал участником XIX фестиваля театров малых городов России в Нижнем Тагиле и награждён специальным дипломом Петербургского театрального журнала. В сентябре 2022 года «Город Эн» Прокопьевского Ленкома стал дипломантом Международного фестиваля индустриального искусства «ОКНА» в Новокузнецке, который был посвящён исследованию научпопа в искусстве.
Спектакль «Город Эн»
Но вернемся в 2021 год. В марте состоялась премьера спектакля «Дон Жуан» по пьесе Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан или Каменный гость». Руководил постановкой номинант «Золотой маски» режиссёр Эдуард Шахов. В его интерпретации Дон Жуан – это человек, который умеет любить и делает мир более гармоничным, философски осмысленным, драматичным и цветным. Прокопьевский «Дон Жуан» про свободу, которая побеждает несмотря ни на что и про любовь, которая раскрашивает мир вокруг яркими красками.
Спектакль «Дон Жуан»
В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения русского писателя, мыслителя и публициста Фёдора Достоевского. В Прокопьевском Ленкоме решили заранее отпраздновать эту юбилейную дату премьерой спектакля «Двойник» по повести гениального классика, которая состоялась 13 марта. Самое сложное в психологическом плане произведение Ф.М. Достоевского перенесено на сцену театра и позволяет зрителю вместе с героем Яковом Петровичем Голядкиным, мелким чиновником и безобидным человеком, прожить историю предательства, унижения коллег и нескончаемой борьбы за милости и почести начальства. Эту сложную тему в постановке спектакля доступно и лаконично раскрыла молодой режиссёр из Москвы Александра Протасова.
77-й театральный сезон 30 августа 2022 года открылся спектаклем "Лекарь поневоле". Главным театральным событием региона в 2022 году стал Первый Международный театральный фестиваль «Сверкающие грани театра», прошедший в Кузбассе с 10 сентября по 30 октября.
14 марта в Прокопьевском театре состоялась премьера для самых маленьких зрителей. Спектакль «Терем-Теремок-Теремочек» создан по мотивам русской народной сказки «Теремок» и рассчитан на детей возрастом 0+. В Белом зале театра малыши увидели «домашний» вариант сказки, все герои которой "живут" в платяном шкафу и появляются из привычной одежды. Новое изложение классического сказочного сюжета в Прокопьевском театре представили новосибирские режиссёр и художник Сергей Черных и Мария Гнучевская.

В начале июня 2021г. на XVIII Фестивале театров малых городов России спектакль «Золото» в постановке режиссёра Никиты Золина награждён специальным дипломом мэра города Набережные Челны за художественное решение актуальных проблем. А в сентябре инфернальная мистерия «Золото» была представлена в основной программе Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция 2021» в Москве.

76-й театральный сезон открыла премьера спектакля «Вас вызывает Таймыр», по одноимённой пьесе Александра Галича и Константина Исаева. Пьеса была написана через два года после окончания Второй мировой войны, и на удивление читателей оказалась светлой комедией, где нет и следа событий тех страшных лет. Ее поставили режиссер Борис Гуревич и художник Мария Брянцева. В пьесе, которая входит в золотой фонд советской драматургии, на прокопьевской сцене сохранены все добрые смыслы той эпохи, заложенные авторами. Но благодаря визуальной, музыкальной и пластической составляющим, текст зазвучал со сцены совершенно по-новому.
Уже 18 сентября состоялась вторая премьера сезона - «Лейтенант с острова Инишмор» по одноимённой пьесе Мартина Мак Донаха, над которой совместно с артистами и цехами театра работал режиссёр Никита Золин, известный в Прокопьевске постановкой «Золота». Пьеса, написанная в духе Квентина Тарантино, стала основой для не менее захватывающего спектакля. Жестокость по отношению к людям. перемешанная с трепетной любовью кошатников вызывают неоднозначные чувства. Зрители отмечают умелое сочетание чёрного юмора, ярких и дерзких диалогов.
Спектакль «Рыба и шоколад»
В 2021 году Прокопьевский Ленком вошёл в число 27 учреждений культуры России, ставших обладателями грантов на получение специального оборудования для тифлокомментирования спектаклей и оплату работы тифлопереводчика. Средства предоставляет благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд».

Отражая веяния времени, театр продолжил свои эксперименты с нетрадиционными театральными приёмами, участвуя в формировании актуальных театральных тенденций. В конце апреля в театре состоялась первая сессия всероссийского проекта «Школа театрального блогера», которая проходит при поддержке Ассоциации театральных критиков и СТД РФ. Руководителем Школы в Прокопьевске стал московский театровед, известный театральный критик, один из авторов проекта, Глеб Ситковский. На протяжении двух дней участники школы погружались в мир театра, наполнялись знаниями, учились анализировать спектакли и писать о них интересно. Проект, проходящий под девизом «Мы не учим быть блогерами, мы учим блогеров понимать театр», был придуман в 2017 году продюсером Евгенией Шерменевой и критиком Глебом Ситковским.

Прокопьевский театр продолжает уделять большое внимание продвижению своего бренда и имиджа. Взаимодействие театра, общественности и СМИ было и остаётся важным направлением работы Ленкома. В 2021 году впервые информация о Прокопьевском театре звучала на московском «Радио культура» (г. Москва) в программе «За пределами Москвы». Также впервые зашли на интернет-площадку портала «Прокопьевск.ру»: афиши и новости театра стали публиковать в постах и сториз, что позволило привлечь внимание новых потенциальных зрителей. Наличие собственного видеоцеха и студии звукозаписи, позволяет сотрудникам пресс-центра самостоятельно делать репортажи, монтировать новостные сюжеты и отправлять готовую продукцию в СМИ. Широкое освещение в СМИ получили события, связанные с реставрацией зрительного зала театра, которая осуществляется на средства, выделенные в рамках программы празднования 300-летия Кузбасса.

Из года в год сотрудники Прокопьевского драматического театра повышают квалификацию в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». За четыре года в проекте поучаствовали 37 сотрудников драмтеатра. В списке выбранных программ самые разнообразные темы: от «Современных технологий создания праздничных культурно - массовых мероприятий» до «Финансово-экономической деятельности в сфере культуры». По результатам обучения каждому вручили документ о повышении квалификации. Федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура» - это инновационная система профессионального роста работников культуры и искусства в современных условиях без прерывания рабочего процесса. Знания, полученные в процессе обучения, являются важным звеном в формировании высококвалифицированных кадров и положительным образом сказываются на рабочем процессе.

С 2021 года все молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет имеют возможность посещать театр по Пушкинской карте, не затрачивая личные средства, что позволяет активно вовлекать юное поколение в зрительскую аудиторию. И Прокопьевский драмтеатр успешно решает эту задачу в числе наиболее активных учреждений культуры Кузбасса. Все спектакли текущего репертуара театра прошли проверку экспертного совета при Министерстве культуры РФ. С 1 января 2022г. Пушкинские карты пополнились на 5 тысяч рублей.

Но не только материальный стимул стал привлекательным для посещения театра молодежной аудиторией. Серьезные темы о подростках «Опасный возраст» стали предметом исследования восьмой театральной лаборатории «Эксперимент 123». Ее руководитель Павел Руднев предварил эту тематику словами: - «Современная драматургия стала писать о подростках по-новому. Подростковый театр стал жестче, он перестал чуждаться многих табуированных тем. Что-то сдвинулось в этом вопросе. И ищут, ищут новые темы и приемы многие театры в нашей стране.» Как показало зрительское обсуждение после просмотра спектаклей и эскизов «Эксперимента 123» тема «Опасный возраст» позволила подросткам и взрослым внимательнее присмотреться друг к другу, взглянуть на себя под разными углами. В январе начало года ознаменовалось эскизом пьесы Полины Бородиной "Рыба и шоколад" на театральной лаборатории «Эксперимент 123», а полноценная постановка этой пьесы завершила парад премьер в ноябре 2022 года. Молодой режиссер Дмитрий Лимбос представил любовь молодых людей из разных социальных групп как следствие расслоения нашего общества.
В феврале 2022 года вышло распоряжения Губернатора Кузбасса, на основании которого для посещения спектаклей театра больше не требуется предъявление QR-кода, сертификата о прививке или справки об отрицательном ПЦР-тесте. А это значит, что двери театра вновь распахнуты для всех, без ограничений. И, наконец-то, в театре появились первые экземпляры юбилейного издания. В книге «75 театральных лет» через призму времени рассказано обо всех этапах истории Прокопьевского Ленкома. Полноценное типографское издание в сто иллюстрированных страниц в твердом красочном переплете тиражем 1000 экземпляров сохранит для наших потомков хрупкие воспоминания о нас и наших предшественниках.

Весной 2022 года состоялась премьера спектакля, выросшая из лабораторного эскиза этого года. В постановке режиссера Мурата Абулкатинова представлена новейшая пьеса Светланы Баженовой «Это я тебе ухо откусила, или Делай всё что хочешь, пока я тебя люблю». «Этот спектакль как успокоительное для души»,- отзывались зрители после премьеры. Созвучны им и отзывы зрителей на XV Международном Фестивале современной драматургии “Коляда-plays”, состоявшемся в июне этого года в Екатеринбурге. Спектакль Прокопьевского театра по пьесе Светланы Баженовой вошел в основную программу. Свое эмоциональное состояние после спектакля екатеринбуржцы выразили очень высоко :- «спектакль - визуальное удовольствие»; «спектакль - эйфория»; «спектакль - поток сознания», «спектакль - состояние души» и т.д.
В марте в репертуаре Прокопьевского театра появился ещё один яркий и эмоциональный спектакль «Восемь любящих женщин» в постановке режиссёра Ивана Орлова и художника Каринэ Булгач.

Премьера спектакля «Лекарь поневоле» по пьесе Мольера состоялась в конце апреля. В этой комедии ловкий и изобретательный обманщик Сганарель поневоле становится лекарем дочки знатного господина, которая перестала говорить. Режиссёр Снежанна Лобастова выводит на первый план тему семьи и даёт понять, что к некоторым вещам нужно относиться намного проще. Вместе с режиссером над спектаклем работали сценограф Георгий Пашин, художник по костюмам Мария Рыкова, балетмейстер Наталья Шурганова и художник по свету Николай Ужва.
Спектакль «Восемь любящих женщин»
21 мая в рамках Первого регионального театрального фестиваля-конкурса «Главное событие» эти спектакли посмотрели ведущие региональные критики в сфере культуры и искусства Наталья Прокопова, Вера Чепурина, Наталья Попова и Председатель Кемеровского регионального отделения СТД РФ Иван Крылов. После показа прошло обсуждение актёрских работ с экспертами фестиваля.

22 мая участники детской театральной мастерской вышли на сцену театра, чтобы продемонстрировать чему научились на мастер-классах и тренингах своего руководителя Елены Маркиной. Свои плодотворные занятия они проводили в работе над фантастическим спектаклем-приключением «Время всегда хорошее». А с наступлением летних каникул для школьников начала свою работу летняя лаборатория «Каникулы в театре». Театральный диалог с детьми продолжился на четырех сезонах лаборатории.
Спектакль «Двойник»
Спектакль «Вас вызывает Таймыр»
Спектакль «Лейтенант с острова Инишмор
Спектакль «Делай все что хочешь, пока я тебя люблю»
Более 400 ярких событий, свыше 30 тысяч зрителей, десятки новых форм: театральные уроки, перформансы, спектакли, тысячи фотографий и видео, которые разлетелись по всем социальным сетям! Свои необычные грани продемонстрировал и Прокопьевский Ленком. В рамках этого фестиваля в торговом центре «Победа» города Прокопьевска артисты театра читали пьесу Н. Милантьевой «Богадельня». Театральное действо привлекло внимание посетителей торгового центра, которые на время забыли о своих делах и погрузились в атмосферу пьесы. 23 сентября команда Прокопьевского театра завоевала высокую награду и громкие аплодисменты на IV Международном театральном фестивале «Театральная гавань» в Новороссийске за спектакль «Посадить дерево». После спектакля прокопьевские артисты и новороссийские зрители в рамках Международного театрального фестиваля в Кузбассе вместе посадили саженец яблони в парке у Новороссийского муниципального драматического театра имени В.П.Амербекяна.

С 20 по 25 сентября в Зеркальном зале проводилась акция «театральный садовник», где десятки посетителей театра приняли участие в его озеленении. 27 сентября Прокопьевский драматический театр принимал эстафету Всероссийской акции «В первом ряду», посвященной театральному искусству. Организатором мероприятия выступило Российское общество «Знание», которое создает федеральные просветительские проекты для молодежи по всей России. В этот день раскрывались закулисные тайны из биографии артистов и рождения спектаклей, проводились мастер-классы по актерской импровизации и сценическому движению и было много яркого эмоционального общения.

Весь период проведения театрального фестиваля в школах и техникумах города и окрестных территорий артистами и сотрудниками театра проводились «Театральные уроки», а для малышей в дошкольных учреждениях игрались сказочные представления. Тему «Опасного возраста», поднятую в 2022 году театральной лабораторией «Эксперимет123», продолжил проект Прокопьевского Ленкома - перформанс «Аверс-Реверс». В начале октября артисты театра совместно с комиссией по делам несовершеннолетних провели встречи с трудными подростками, узнали их истории. Разговорить ребят, тем более вывести на откровенное обсуждение их проблем в кругу сверстников, друзей и родителей было делом не легким. Но диалог получился, и уже через десять дней участники проекта откровенно делились своими историями на сцене театра. Экскурсия во внутренний мир подростка вместе с артистами театра помогла детям проговорить вслух важные темы, найти новых друзей и открыть себя с новой стороны!

В рамках фестиваля известные театральные критики, члены экспертного совета 2022-2023 годов Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Олег Лоевский, Александрина Шаклеева и председатель экспертного совета Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска-2021» Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец оценивали премьерные и репертуарные спектакли.

Торжественная церемония закрытия первого Международного фестиваля-форума «Сверкающие грани театра» прошла в театре драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского, где в числе награжденных были руководители и артисты Прокопьевского театра.

С каждым годом набирают популярность группы поклонников театра в социальных сетях, в которых проводятся конкурсы и розыгрыши. Прокопьевский театр активно использует электронные ресурсы для оказания услуг театра в электронном виде. Успешно продолжает функционировать канал театра на Youtube. Ежегодно увеличивается количество просмотров и шорт лист спектаклей, пользующихся спросом у зрителей. Аудиторию подкупает умение театра идти в ногу со временем и желание соответствовать высоким требованием современного мира, в котором цифровые технологии играют очень большую и важную роль. Уже насчитывается более 30 тысяч подписчиков в социальных сетях Прокопьевского театра. Специалисты театра осваивают современные технологии создания спектаклей, особенно технологию мультимедиа. Она используется во многих репертуарных спектаклях. Эта технология позволяет улучшить выразительные возможности театра, следовать современным потребностям общества, но требует постоянного усовершенствования материально-технической базы для чего приобретается современное оборудование и материалы.

На протяжении нескольких лет Прокопьевский театр принимал участие в федеральном проекте «Театры малых городов», инициированным партией «Единая Россия». В рамках этого проекта выделяются субсидии на укрепление материально-технической базы. В 2020 году театру были выделены средства на приобретение нового комфортабельного автобуса для гастрольной деятельности и приобретение современного сценического светового оборудования. В 2021 году в рамках этого проекта театру были выделены средства на оборудование студии звукозаписи, переносную мобильную платформу.
Из областного бюджета поступила значительная сумма и театр смог приобрести уникальное по тем временам для этого региона импортное светооборудование. Открытие театра после реконструкции состоялось в марте 1994 года. И почти 30 следующих лет здание и системы жизнеобеспечения театра эксплуатировались по полной программе и вносили свой разрушительный эффект. Износились занавес, шторы, сидения зрительного зала и механизмы сцены. Обветшали стены и карнизы, обсыпалась наружная штукатурка…Напомним, что в 2007 году здание театра получило статус памятника архитектуры регионального значения и является объектом культурного наследия Кузбасса. Поэтому обычный ремонт такого здания запрещен законом. Значительными усилиями в 2019 году на всех уровнях был согласован план и поэтапное финансирование полной реставрации театра. С целью обоснования проектных решений специалистами ООО "Строительно-Реставрационная Компания "Практика" в октябре 2019 года был проведен комплекс необходимых исследований и изысканий. На основании их результатов с целью сохранения объекта культурного наследия, принято решение о проведении большого перечня необходимых работ, в том числе реставрация штукатурного слоя фасадов и расчистка лепного и профилированного декора от покрасок и наслоений. Эти работы были проведены строительно-реставрационной компанией «Практика» и в декабре 2020 года завершены наружные отделочные работы и сняты строительные леса. На здании установлена новая современная подсветка и Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола в год своего 75-летия засиял новыми красками. Внутренние реставрационные работы были продолжены в последующие годы.

В 2021 проводилась реставрация живописного потолочного панно зрительного зала, где в центре потолочного плафона зала с аллегорической росписью расположена розетка с широким выпуклым лепным фризом из сложного растительного орнамента. Художественно оформленный потолок вместе с тысячекилограммовой люстрой, выполненной по специальному рисунку Московским художественным заводом из бронзы с хрустальными подвесками является главным украшением зрительного зала. В том же 2021 году продолжалась модернизация сцены, было заменено сценическое оборудование и освещение, электро-звукоусиление и механика сцены зрительного зала. Весной 2022 года состоялась сдача оборудования сценического комплекса. Об установленной технике и возможностях, которые она открывает для театра, исполнительный директор компании «К.С.СИСТЕМС» Елена Вецан сказала, что будет стильно и качественно! Следующим этапом предусмотрена замена кресел в зрительном зале, изготовление мягкой одежды (кулис и занавеса) для сцены. На 2023 год запланировано открытие большой сцены и благоустройство территории и площади около театра.

В 1967 году Театральная площадь переименована в Площадь Победы и за время своего существования претерпела значительные изменения в оформлении. Но она до сих пор остается одним из самых красивых мест Прокопьевска и здание театра играет важную роль в ее ансамбле. Здание драмтеатра, яркий образец архитектуры советского неоклассицизма, имеет также огромную архитектурно-художественную и градостроительную ценность как одно из крупнейших театральных зданий Кемеровской области. В конце августа 2022 года Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев проинспектировал ход капитального ремонта и отметил важность сохранения исторического облика таких уникальных объектов региона, как Прокопьевский драматический театр.
В апреле 2020 года зданию театра исполнилось 60 лет. Единственная реконструкция, проведенная в 1989-1994 годах затронула практически все системы жизнеобеспечения театра.
10:00–20:00
О ТЕАТРЕ
Видеоархив
СПЕКТАКЛИ
ИНФОРМАЦИЯ
КОЛЛЕКТИВ
Касса театра работает ежедневно (кроме понедельника)
Перерыв 13:00–13:30
Государственное автономное учреждение культуры «Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола»
Прокопьевск, проспект Шахтеров, д. 35
Касса
Администраторы +7 (3846) 66-82-45 (доб. 300, 301)