Бесприданница — история, которая не теряет своей актуальности в наши дни!

24.11.2023 • Новости
Можно ли представить всем известное классическое произведение свежо и неизбито? Коллектив Прокопьевского драматического театра утверждает, что можно!

В эти дни в театре идут репетиции нового спектакля по пьесе Александра Островского «Бесприданница». Стартовой площадкой для постановки стала театральная лаборатория «Эксперимент 123: Классная классика». Именно там режиссёр Ярослав Жевнеров, выпускник ГИТИС (мастерская Олега Кудряшова) представил эксцентричный эскиз, привлекший внимание зрителей и критиков.
«Работа над Островским — это всегда мучительная прелесть. Сам сюжет хрестоматиен, он всем знаком. Поэтому перед собой я ставил задачу: найти точное созвучие с сегодняшним днем. Как рассказать эту всем известную историю о дикой любви Ларисы к Паратову так, чтобы она снова увлекла зрителя. В итоге я обнаружил, что любви настоящей в пьесе нет. Есть только жесткость, насилие, унижение и бесконечное неуважение человека к человеку. Но спектакль хотелось, чтобы получился смешной. В этой пьесе очень много юмора. Так и создался жанр «нуар-трагикомедия», - рассказывает режиссер Ярослав Жевнеров.
Созвучным с современностью делают постановку и музыкальное оформление, и сценография. В сценографии «Бесприданницы» соединилось мещанство, разруха и красота, в которой существуют странные герои пьесы Островского.
По замыслу художника-постановщика Марии Дементьевой это образ затонувшего Титаника, с его пышным интерьером, который время и вода разъели, всё вспухло, а гости делают вид, что ничего не происходит, и как призраки продолжают жить там. Интересны и наполнены смыслом костюмы. Они не просто подчеркивают характер героя, но и рассказывают его историю.
«В каждом персонаже я вижу слом, это состояние я передаю через деконструкцию исторического костюма 19 века. Гипертрофированность форм создается за счет огромных плеч в верхней одежде, тем самым, возникает контраст, когда герой снимает пиджак, под ним прячется мятая, на размер меньше рубашка и его хрупкое тело. На фоне главных персонажей пьесы выделяются цыгане, в них присутствует дух свободы, поэтому крой костюма наоборот расслабленный и сшит из «наворованной» одежды главных героев. Платье Ларисы собрано из разных кусков белой ткани, которую используют для пошива свадебных платьев, это выражает ее вечную подготовку к замужеству»- отмечает художник-постановщик Мария Дементьева.
Неожиданна режиссерская трактовка известной всем пьесы. Привычные акценты на Ларисе и ее отношениях с Паратовым чуть смещены. Внимание зрителей концентрируется на Карандышеве. Вот как описывает образ персонажа исполнитель роли Карандышева, артист Прокопьевского драматического театра Михаил Дмитриев:
«Через Ларису он пытается втиснуться в мир избранных людей. Карандышев приходит с открытой душой, никого ни разу не обманул, не совершил ни одного плохого поступка за всю пьесу. Жалким я его назвать не могу, но при этом он находится в позиции жертвы...
Какой, все таки, предстанет перед нами новая «Бесприданница»?
Узнаем на премьере, которая состоится в декабре. Уверены, результат вас определенно удивит и порадует.